Мало на планете мест, которые могли бы сравнится с южнобережным крымским курортом Гурзуф по красоте природного ландшафта с величественной панорамой на горы и море, уютными бухтами, причудливыми скалами в воде и комфортным климатом в течение всего года.
С его именем связано огромное количество произведений искусства, созданных величайшими, известными и любимыми во всём мире поэтами и писателями, композиторами и музыкантами, художниками и скульпторами, архитекторами, которые не смогли остаться равнодушными к красоте этой жемчужины Южного берега. А первое упоминание о Гурзуфе, как о крепости Горзувиты, относится ко временам Византии — в 555 году нашей эры. То есть история Горзувитов — Юрзуфа - Гурзуфа насчитывает уже почти 1500 лет!
Некоторые исследователи называют Гурзуфскую долину, обращённую одновременно к Чёрному морю и к солнцу, окружённую горной грядой в форме гигантской подковы, - родиной европейского театра и литературы. Ведь именно в этих местах разворачивается действие первой античной трагедии Еврипида «Ифигения из Тавриды» (414 год до н.э.). «Блуждающим» в море скалам Сцилле и Харибде, ныне известным как Адалары, посвящена и одна из глав бессмертного произведения Гомера «Одиссея», открывающего историю европейской литературы.
Но если бы даже только величайший русский поэт А.С.Пушкин, побывавший здесь в 21 год и позднее написавший, что «Юрзуф – это колыбель моего Онегина... В Юрзуфе... я провёл три счастливейшие недели в моей жизни!», оставил этот след в культурной истории Гурзуфа, это было бы уже весомым основанием сделать его фестивально-поэтическим центром!
А ведь позднее на своей гурзуфской даче над шедевром театрального искусства - пьесой «Три сестры» работал великий русский прозаик и драматург А.П.Чехов, и это значит, что поселок вполне может быть и фестивально-театральной меккой!
И великий русский художник, академик живописи К.А.Коровин в 1910 году построил здесь художественную мастерскую и посвятил множество картин красоте Гурзуфа и окрестностей. У него гостили и работали художники В.Серов, В.Суриков, И.Шишкин, Ф.Васильев, неоднократно приезжал в гости великий русский певец Ф.Шаляпин. По сей день его мастерская «Саламбо» - это Дом творчества имени К.А.Коровина, куда на протяжении уже более века приезжают отдыхать и работать художники со всего мира, что позволяет называть Гурзуф и фестивально-художественным объектом.
В качестве ещё одного аргумента в пользу превращения Гурзуфа в город фестивалей и искусств можно привести фамилии всемирно-известных людей, которые не только бывали в Гурзуфе, но и посвятили ему свои творения и оставили след в его истории - меценаты и общественные деятели А.Ришелье, Н.Раевский, М.Воронцов, И.Фундуклей, П.Губонин, Н.Бекетов, В.Березин, О.Соловьёва, литераторы – А.Пушкин, А.Мицкевич, А.Грибоедов, А.Чехов, И.Бунин, А.Куприн, М.Волошин, М.Цветаева, Н.Заболоцкий, И.Бродский, А.Солженицын, Б.Томашевский, М.Горький, В.Маяковский, композиторы и музыканты М.Мусоргский, С.Рахманинов, А.Скрябин, Ф.Шаляпин, С.Рихтер, И.Козловский, А.Караманов, художники И.Айвазовский, И.Левитан, А.Куинджи, К.Коровин, В.Серов, В.Суриков, И.Шишкин, Ф.Васильев, И.Машков, П.Кончаловский, А.Лентулов, космонавты Ю.Гагарин, Г.Титов, П.Попович... И список этот список можно продолжать и продолжать! О богатой истории Гурзуфа, о людях, живших и творивших здесь, замечательный двухтомник «ГУРЗУФ - первая жемчужина Южного берега Крыма» выпустила прекрасный архивист, историк, литератор Наталья Михайловна Макарухина.
С Гурзуфом связано и ещё одно интересное историческое событие: в 1472 г. его посетил знаменитый путешественник – тверской купец Афанасий Никитин, возвращаясь из длительного странствия в Индию. Он пробыл здесь пять дней, пережидая бурю на море, а свой трудный и опасный, но увлекательный путь описал в «Хождении за три моря».
Сейчас одна из местных улиц названа его именем и было бы логично, если бы в Гурзуфе, на улице Афанасия Никитина или во вновь построенном Гурзуфском Фестивальном городке открылись представительства Российского Исторического и Русского Географического Обществ как символ преемственности великой истории России! Возможно, это предложение заинтересует президента Русского Географического Общества Сергея Кужугетовича Шойгу и председателя Российского Исторического Общества Сергея Нарышкина
Гораздо скромнее след в культурной жизни Гурзуфа оставили годы его пребывания в составе Украины, особенно в период ее «независимости». Поселок, несмотря на свой курортный статус и чудом сохранившуюся во времена всеобщего дерибана природную красоту, начал приходить в откровенный упадок. Хаотичная застройка, безжалостное вырубка зеленых насаждений, в том числе и реликтовых, уничтожение заповедных заказников, возведение заборов вокруг достопримечательностей и памятников истории и архитектуры нанесли тяжелый удар по имиджу и популярности этого благословенного места.
Фактически закрытым для свободного доступа стал дом-музей Пушкина, непонятным образом оказавшийся на территории частного пансионата. Мало кого привлекает скудностью экспозиции дача А. П. Чехова, которая, по сути продает билеты не на осмотр достопримечательности, а за посещение небольшой бухты-пляжа имени писателя. Идёт откровенно циничная распродажа и застройка каждого клочка гурзуфской земли, в первую очередь парков и заповедников многоэтажными бетонными «уродами», не гармонирующими с окружающей природой и смотрящимися инородными в этом уютном старинном городке.
Грустно осознавать, что гурзувитами забыты и не чтутся имена людей, много сделавших для Гурзуфа, для создания его неповторимого архитектурного облика, для развития его как города-курорта, «жемчужины» крымского побережья, как города виноделия, города фестивалей и праздников. Ничтожно мало внимания уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения, дети практически ничего не знают об интереснейшей, полной драматических событий истории родного Гурзуфа.
И безразличие общества ко всем этим вопросам пытается преодолеть только горстка энтузиастов, инициативу которых о возрождении былой славы Гурзуфа как центра культуры и искусств поддержал глава муниципального образования городской округ Ялта Валерий Косарев.
«Гурзуф мог бы стать летней культурной столицей Российской Федерации», - выражает уверенность он и уточняет: «Здесь буквально напрашивается создание художественного музея, музея истории Гурзуфа, дома творчества, летнего эстрадного комплекса, фестивального дворца искусств. И все это может быть объединено в парковый ансамбль».
Каким быть будущему этого курорта, каковы перспективы его превращения в место паломничества ценителей прекрасного, какой импульс развитию Гурзуфа должно придать возвращение Крыма в состав Российской Федерации — все это не праздные вопросы, а попытка создать предпосылки, чтобы лучшее вернулось в Гурзуф, и нам всем не было мучительно стыдно перед следующими поколениями.
Общественная организация «Гурзуфское открытое собрание» выступает с инициативой проведения в Гурзуфе представительной конференции и «круглого стола» с участием известных деятелей искусств — художников, музыкантов, представителей кинематографа, писателей, журналистов для привлечения внимания к проблеме восстановления исторической справедливости и определения возможности создания здесь уникального «города искусств», привлекающего со всего мира ценителей театра, литературы, музыки, живописи, скульптуры... Об этой инициативе уже поставлены в известность Глава Крыма Сергей Аксенов, представитель Президента РФ в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев и руководитель Союза кинематографистов России Никита Михалков.
А с главой муниципального образования Валерием Косаревым мы договорились в декабре провести расширенный всероссийский круглый стол с подключением художественных, музыкальных и литературных музеев. Ведь хочется не только верить в лучшее, но и, объединив усилия, попытаться сделать всё от нас зависящее, чтобы наше поколение могло бы оставить своим потомкам в наследство удивительный, процветающий, культурный Гурзуф.
Александр Шевченко (Алир),
председатель Гурзуфского открытого собрания,
поэт, музыкант, художник, издатель.
www.3654.ru