Исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося итальянского мозаичиста Антонио Сальвиати, укарсившего Южный берег Крыма прекраснейшими церковными мозаиками.
Он родился в 1816 году в Виченце. Получив юридическое образование в Падуанском и Венском университетах, он вначале был адвокатом, но, познакомившись со старинными произведениями мозаики в Риме и придя в восторг от них, задумал воскресить это искусство, некогда процветавшее в Венеции, пришедшее потом в упадок и, наконец, совершенно позабытое.
В 1860 г. на острове Мурано близ Венеции им была открыта мозаичная фабрика с целью изготовления, главным образом, крупных работ для украшения церквей и монументальных зданий, с техническими приёмами старинных мозаичистов, лишь упрощёнными и улучшенными благодаря новейшим открытиям химии и физики.
Предприятие удалось вполне, и фабрика Сальвиати вскоре сделалась известна во всей Европе превосходством и сравнительной дешевизною своих работ. Впоследствии Антонио расширил первоначальную задачу фабрики и завёл на ней рядом с изготовлением смальт производство тонкой артистической стеклянной посуды в подражание изделиям, которыми славилась Венеция в XVI и XVII вв. Его труды по этой части увенчались также блестящим успехом.
Среди важнейших его мозаичных произведений - реставрация мозаик венецианского собора св. Марка, мозаики мавзолея принца-супруга в Виндзорском замке в Англии, центральной залы в здании английского парламента , собора св. Павла, Вестминстерского аббатства и др. церквей в Лондоне, несколько картин в парижском Новом оперном театре, мозаичные украшения вилл, памятников и соборов в Берлине, а также выдающиеся мозаики в соборе Александра Невского в Ялте и Покровского храма в Нижней Ореанде.
Покровский храм был построен в имении великого князя Константина Николаевича в Ореанде в память императора Александра II. Сальвиати получил личное приглашение от Константина Николаевича приехать к нему в Ореанду для украшения Покровской церкви, и весной 1886 года знаменитый итальянец впервые прибыл в Россию. Мозаики прибыли из Италии весной 1887 года и были установлены присланными из Венеции мастерами.
А вскоре император Александр III, обеспокоенный серьезным повреждением живописи в дворцовой церкви его южнобережного имения "Ливадия", дал указание также обратиться к Сальвиати. Этот шедевр мозаичного искусства, к счастью, также сохранился до наших дней, хотя при Советской власти в церкви поочередно устраивались клуб, склады, мастерская по сварным работам.
По заказу архитектора Н.П. Краснова Сальвиати также украшал мозаиками интерьер церкви Св. Нины в имении в.кн. Георгия Михайловича "Харакс", где над входом был помещен мозаичный образ Спаса Нерукотворного, скопированный с исторической иконы в домике Петра I в Петербурге. Храм не сохранился.
В 1901 году, при украшении вновь построенного в Ялте Александро-Невского собора ученики Антонио Сальвиати расположили на наружной стороне храма, в гранитной раме-киоте мозаичное панно с образом святого князя Александра Невского.
И сегодня, когда мы любуемся сохранившимися мозаиками, а также монументальными панно в самом красивом метрополитене мира – Московском или же в здании Московского университета, – вспоминаем тех, кто стоял у истоков возрождения в России этого мастерства – великого итальянского художника Антонио Сальвиати и брата русского императора Александра II великого князя Константина Николаевича.
Больше об истории Южного берега Крыма читайте в историко-краеведческом альманахе «Старая Ялта» - в киосках «Союзпечати» Большой Ялты.
www.3654.ru