Культура
«Радужный мост»: часы и минуты счастья
Фестиваль «Радужный мост Санкт-Петербург-Симферополь-Ялта» вступил в свою завершающую стадию. Теперь можно с облегчением выдохнуть и сказать, что фестиваль состоялся! Не номинально, не формально.
Больше фото в нашем разделе "Фототчеты".
Фестиваль оказался очень живой, спектакли показаны яркие, страстные по актерской игре, интересные по режиссерским решениям. И очень разные. На сцене Ялтинского театра им. Чехова были сыграны «Бешеные деньги» (режиссер Александр Кузин), по Островскому в постановке Санкт-Петербургского ТЮЗа, решенные, с одной стороны, классически, с бережно сохраняемым (лишь сокращенным) текстом автора, с другой стороны, необычно емко по сценографии, ритму, и очень актуально по теме и способу звучания. Бурные аплодисменты, крики «браво» и признание хозяев сцены, что уровень увиденного – высочайший.
В Симферополе фестиваль открылся спектаклем того же петербургского ТЮЗа «Плыл кораблик белопарусный» режиссера Марии Критской. Северные сказы Бориса Шергина мало известны в крымских краях, и потому зрителю, который собрался в Театре русской драмы «и стар, и млад» - в основном это были школьники и родители с детьми, – было очень интересно услышать самобытный архангельский говор и проникнуться бесхитростной и по-своему очень романтичной жизнью поморских жителей. Все северное всегда привлекало южан, и наоборот. Зрители приняли этот спектакль очень тепло. Было ощущение, что здесь в Крыму немного отвыкли от театра, в котором важна интонация, тонкое и подробное исследование темы, – городские стены пестрят афишами столичных антрепризных спектаклей.
Совсем непривычно было оказаться зрителям не в театральном зале, а на сцене. Так был решен здесь, в Симферополе, музыкально-драматический спектакль «Высоцкий. Requiem», который привез Большой театр кукол из Санкт-Петербурга. В Петербурге молодые актеры играют его на Малой сцене на 50 мест. Здесь же черными занавесями отделили часть сцены, получилось таинственное пространство, которое вместило в себя больше сотни зрителей, оно было камерным с одной стороны, а, с другой стороны, очень высоким, просторным за счет высоты.
Это очень серьезная работа выпускников Мастерской Руслана Кудашова, главного режиссера БТК. Соавтором (сорежиссером и музыкальным руководителем) выступил Павел Григорьев.
В течение двух часов звучал Высоцкий в его известных и не самых известных стихах и песнях. Для каждой песни придумана новая театральная форма. Создателям спектакля было важно прикоснуться к судьбе поэта, передать суть его поэзии. В исполнении молодых актеров Высоцкий, которого мы знаем по хриплому голосу, по надрыву, звучал непривычно, не надсадно, но так же искренне и пронзительно. Здесь был скорее не надрыв, а боль, напряжение, надежда, радость встречи и разочарование от того, что ложь рядилась в правду, а на «каверзные ответы не находилось нужного вопроса». Актеры представали то в качестве преподавателей театрального института и сдающих экзамены абитуриентов, и это были самые смешные эпизоды, то арестантов в лагерных телогрейках, то пассажиров и пешеходов в черных пальто, спешащих, падающих на гололеде… Звучали песни на стихи Высоцкого, выбивался ритм, то по полу прутиками, то ладонью в области сердца. «Поэты ходят пятками по лезвию ножа, и режут в кровь свои босые души». Это настроение передавалось в том, что мы видели на этой черной сцене. Из декораций – лишь одна длинная доска, она же и стол, и скамья, и крест, и колокол, и дорога в последний путь.
Та высота сцены, которая разверзлась над пятачком сцены, оказалась космической – туда улетали мощным потоком энергия, сила, зов – и возвращались новой волной, новым зарядом. Зрители сидели замерев, а когда прозвучало пронзительное стихотворение Александра Башлачева о последнем пути поэтов, многие заплакали. Ревела в три ручья и автор этих строк. И все вместе это было чудо. Чудо, которое порой случается на фестивале, в новом пространстве, при знакомстве исполнителей с новыми зрителями, когда всех охватывают одинаковые чувства. Вдруг пронзительно понимаешь, как нас объединяет многое – культура, история, боль за свою страну и за все человеческое и сердечное.
- У меня впечатление, что крымский зритель изголодался по настоящему живому искусству, и сейчас начинает впитывать жадно эти потоки неизвестного ему театра, - поделился директор Санкт-Петербургского Большого театра кукол Александр Калинин. – По реакции публики в зале я понимаю, как обострены у них ощущения, как натянуты нервы, как близко они воспринимают все происходящее на сцене. Здесь потрясающе деликатные, серьезные и благодарные зрители. И я очень признателен организаторам фестиваля, и безусловно, директору Санкт-Петербургского ТЮЗа Светлане Лаврецовой за возможность показать в Крыму эти дорогие нам работы.
Еще один спектакль-концерт «Минуты жизни», который представлял в Симферополе Большой театр кукол, был принят зрителем абсолютно восторженно. Спектакль посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Звучали песни военной и послевоенной поры, молодые актеры, которые сами не пережили тягот тех лет, удивительно тонко прочувствовали страшные и опасные моменты, которые сопровождали жизнь в тылу и на фронте. При этом сумели развеселить зрителя, исполнив песни и частушки о фрицах и о мести белорусских партизан. А во время завершающей песни зал встал и аплодировал. И очень символично звучали слова про победу. "Сомненья прочь, уходит в ночь последний, десятый наш десантный батальон... И значит, нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим". Людям в Крыму сегодня явно дышится свободнее и легче, когда они стали жителями России, у них тоже сегодня есть ощущение победы.
- Думаю, мы делаем большое дело, что перекидываем сейчас мосты театральные, культурные из Петербурга и зарубежных стран, впереди на нашем фестивале спектакли из Латвии, - сказала директор Санкт-Петербургского ТЮЗа Светлана Лаврецова. - Ведь именно через искусство люди способны услышать и понять друг друга, каких бы политических взглядов они ни придерживались.
В Симферополе сегодня, 23 мая, фестиваль «Радужный мост» представит моноспектакль Латвийского молодежного театра из Риги «Facebook. Postskriptum». На сцену выйдет известный латвийский актер Андрис Булис, который поведает историю о том, как для человека, нырнувшего в соцсети, важнее реального становится мир виртуальных образов, ников, как среди давно умерших людей он находит собеседников.
- Можно по-разному относиться к интернету, но я уверена, что для людей чувствующих там тоже бьет живая жизнь, она наполнена искренностью и человеческой поддержкой, - рассказывает режиссер-постановщик спектакля Галина Полищук. - Прежде чем создать спектакль, мы год проводили исследования в фейсбуке, открыли несколько страничек под вымышленными никами, и переписывались со многими людьми, изучали их реакции, их психологию. Так что спектакль во многом получается основанным на своего рода настоящих посланиях, комментариях, жизненных историях. И мне кажется, что, говоря о фейсбуке, мы все равно говорим о человеческих проблемах, а не о чем-то фальшиво-надуманном.
Наверняка будет интересно познакомиться зрителю и с другой работой Галины Полищук «Полет». Этим спектаклем в Ялтинском театре им. Чехова 24 мая завершится фестиваль «Радужный мост». Это во многом автобиографическая история Андриса Булиса, которую он откровенно поведает со сцены.
На одном из спектаклей фестиваля побывал заместитель председателя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Сергей Марков. Приветствуя зрителей и участников фестиваля, он сказал, что всяческого рода мосты, в том числе и культурные, между Петербургом и Крымом только начинаются, и в ближайшее время намечены приезды еще нескольких театров из Северной столицы. Петербуржцам также будет интересно увидеть работы и симферопольских коллективов, возможен обмен театральными школами Петербурга и Симферополя. В добрый час!
0 комментариев