Общество
Традиции и новации: среда развития предпринимательства в РЭУ им. Г.В. Плеханова
Российское предпринимательство в своем развитии прошло сложный путь, многие вехи которого были самобытны и не встречались в истории других стран. Представители госорганов, ведущих вузов и общественных организаций обсудили на Российском инвестиционном форуме в Сочи особенности отечественной бизнес-культуры и перспективы ее развития.
От Руси к России. Развитию деловых отношений на Руси способствовали многие уникальные факторы внешней среды: относительно слабое влияние церкви, сохранение преемственности политической власти, сравнительно краткие периоды феодальной раздробленности, географическая протяженность государства и обилие природных ресурсов. К рубежу XIX-XX веков сложнейшая и многогранная система отечественного предпринимательства представляла собой самобытную социокультурную структуру. Существует множество хрестоматийных примеров того, как русские купцы и промышленники занимались социальным развитием регионов, покровительствовали образованию, культуре и искусствам. Вся российская система высшего экономического образования была, по сути, создана предпринимателями, учредившими в 1897 году Московское общество распространения коммерческого образования. В 1907 году Общество открыло в Москве первый экономический ВУЗ России – Московский коммерческий институт, ныне – РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Сложность и истинная трагедия российской предпринимательской культуры состоит в том, что в XX веке она была практически уничтожена. Из национальной памяти постепенно стерлись воспоминания о дореволюционной традиции, а немногие сохранившиеся свидетельства ее существования (такие, как Третьяковская галерея) стали восприниматься, скорее, как редчайшие исключения из правил.
Именно в условиях этого восприятия предпринимательство возродилось в конце 1980-х – начале 1990-х годов. «Дикий капитализм», процветавший в последнее десятилетие XX века, вызвал к жизни весь букет наиболее негативных представлений о предпринимателе, существовавших в российском обществе. С начала 2000-х годов нарастают положительные тенденции развития отечественной бизнес-культуры: развитие социальной ответственности бизнеса, обращение к национальному опыту и поиск исторической преемственности. Все это позволяет надеяться, что некогда мощнейшая, социально ориентированная предпринимательская культура нашей страны близится к возрождению.
Alma mater российского предпринимательства. Подготовка предпринимателей в нашей стране была возобновлена в 1990-е годы. В РЭУ им. Г.В. Плеханова в 1991 году был создан факультет Бизнеса и делового администрирования. Уже в середине 1990-х годов к моменту окончания обучения около 1% выпускников академии являлись частными предпринимателями (преимущественно в сфере торговли и оказания услуг). Сегодня среди наших выпускников такие знаменитые предприниматели, как М. М. Задорнов, А. А. Новиков, О. В. Дерипаска, А. И. Мельниченко, С. Н. Горьков, и другие.
Миссия университета – содействие устойчивому социально-экономическому развитию России за счет формирования человеческого и интеллектуального капитала – подразумевает подготовку предпринимателей, способных создавать и развивать успешные компании, а также разработку моделей образования и исследований в области экономики и управления предприятием, предпринимательства и коммерции. Существующие образовательные программы и инфраструктура учебного процесса в настоящее время трансформируются для того, чтобы обеспечить развитие компетенций бизнес-лидера.
Свой бизнес со студенческой скамьи. Наибольшего развития подготовка предпринимателей получила с открытием в 2016 году специализированного факультета предпринимательства «Капитаны». Его учебные программы предусматривают создание студентами собственного бизнеса, а в систему обучения встроен бизнес-акселератор, в рамках которого менторы и наставники помогают учащимся работать над своими проектами. Процесс обучения на факультете выстроен таким образом, что в первой половине дня обучающиеся получают теоретические знания, а во второй половине работают под руководством менторов в условиях реального капитала от инвестиционного фонда. Так, в 2017 году было реализовано более 110 успешных стартапов. В их числе: детский университет робототехники, оптовый магазин овощей и фруктов, детский фэнтези-лагерь и антикафе. В 2018 году студенты впервые защищали выпускные квалификационные работы на примере собственных стартап-проектов. Данная практика оказалась актуальной и для студентов, обучавшихся на магистерской программе «Инновационное и социальное предпринимательство».
С 2009 года в РЭУ функционирует бизнес-инкубатор, выпустивший более 100 успешных проектов. За последние три года студенты привлекли на развитие своего бизнеса около 40 млрд рублей инвестиций. В 2018 году через программы акселераторов и преакселераторов прошло 86 проектов. Кроме того, с первого курса студент может приступать к выполнению реальных производственных задач, реализуемые на 11 базовых кафедрах и в более тысячи компаний-партнеров РЭУ.
В ближайшее время университет планирует создание совместно с частными фондами бизнес-акселератора, основная задача которого – ускоренное доведение проектов ранних стадий до первого инвестора. Если у бизнес-инкубатора на первых ролях – социальная функция, то акселератор за свои услуги берет долю в стартапе.
Можно констатировать, что все основные элементы системы, способствующей формированию предпринимательского мышления, в РЭУ им. Г.В. Плеханова проработаны. Уверен, что этот комплекс мер будет способствовать повышению качественного уровня российского предпринимательства.
-
Культура22.02.2019
В честь Дня защитника Отечества в Алупкинской детской школе искусств прошел праздничный концерт
-
Курорты и туризм22.02.2019
В Крыму будут привлекать туристов на маршрут «Золотое кольцо Боспорского царства»
-
Общество22.02.2019
В Крыму прошла всероссийская акция «Молодежки ОНФ» «В армию на денек»
-
Общество22.02.2019
День Здоровья в санатории Мисхор
0 комментариев